Кукольный театр на развивающих занятиях

Добрый день. Меня зовут Евгения. Я инструктор по раннему развитию детей.

На каждом занятии я показываю малышам и их родителям кукольный театр, точнее сказать, инсценирую сказку.

Для чего?

  • Кукольный театр – это замечательный организационный момент на уроке. Детки включают внимание, учатся слушать, происходит введение ребят и взрослых в тему занятия.
  • Такие инсценировки при прослушивании сказок необходимы малышам для того, чтобы наделить произносимые нами слова образами, смыслом.
  • Когда малыши слушают сказку, следят за действиями персонажей, происходит их эмоциональное и социальное развитие. Дети учатся сопереживать, радоваться, грустить вместе с героями сказок, овладевают понятиями «плохо»-«хорошо», «можно»-«нельзя», «добрый»-«злой».
  • Поскольку в кукольных театрах часто используются предметы-заменители реальных вещей, у малышей развивается воображение, правое полушарие мозга.
  • В каждой сказке присутствует связь «причина-следствие», маленькие слушатели следят за логикой событий, устанавливают причинно-следственные связи, начинают ориентироваться в очередности событий, во временных понятиях «сначала-потом», «раньше-позже».
  • Сказку слушают не только дети, но и взрослые, которые получают информацию о детской литературе, разновидности сказок, их развивающем значении. Слушая эмоционального рассказчика, сами меняют стиль общения с ребенком.

Какие сказки использовать?

  • Короткие (или адаптировать длинную сказку под возраст) – инсценировки на 3-5 минут;
  • С понятным, приближенным к жизни детей сюжетом и героями;
  • Лучше использовать истории, в которых количество героев не превышает 3-5 персонажей;
  • Можно использовать сюжеты народных сказок, а также терапевтические сказки для малышей. Последние очень полезны для родителей, потому что являются палочками-выручалочками в воспитании их непосед.

Когда и как использовать?

  • Лучше в начале занятия, как организационный момент.
  • Для малышей до 1 года можно показать спектакль, а в конце раздать действующих героев для «изучения».
  • Для малышей возрастом от 1 года до 2-х лет желательно использовать интерактивные сказки-спектакли. Это период активного действия и изучения предметов, период физической активности. Малышам сложно усидеть на месте, быть пассивными слушателями.
  • У детей 2-3-х летнего возраста уже развивается самоконтроль, они могут спокойно прослушать сказку, эмоционально воспринимают героев, пропускают сюжеты через свой личный опыт.
  • В конце сказки обязательно необходимо предоставить деткам возможность поиграть немного с игрушками-персонажами, потрогать декорации (если они есть).

Какие игрушки и предметы использовать?

  • Желательно использовать ширму (или предмет, заменяющий ее), за которой будут прятаться игрушки. На ширму можно также закрепить декорации.
  • Можно использовать перчаточные, пальчиковые куклы, игрушки, которые есть в любом клубе, плоские игрушки для теневого театра, ламинированные картинки.
  • Для декораций: платочки, ковролин, веточки, листочки, шишки и т.д. Единственное требование: безопасность, особенно тех предметов, которые попадут в руки юным зрителям.
  • Проработанность образа (наличие мелких деталей, полное сходство с предметами из реальной жизни) не имеет значения.

Без кукольного театра, конечно же, можно обойтись, но заменить его другим видом работы, который будет оказывать такое же всестороннее развивающее действие на ребенка, сложно.

Давайте рассказывать детям сказки чаще, тогда и общение станет ярче, интереснее, а воспитание проще и радостнее.

В дальнейшем я поделюсь с вами подборкой более 70 сказок на разные темы.

Творческих успехов и сказочных занятий!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *