Взрослые на занятиях – сотрудничество или простая необходимость?

Как педагог раннего развития я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда родители не понимают или не до конца понимают свою роль на развивающих занятиях для малышей. Регулярно встречаются мамы, а чаще няни или папы, которые приводят маленького ребёнка в детский клуб, платят деньги и садятся на лавочку в коридоре, ожидая, что «волшебный» педагог сделает из малыша вундеркинда. Поэтому я хочу поделиться с Вами своим опытом привлечения родителей в качестве активных участников развивающих занятий.

С какой целью родители приходят на развивающие занятия?

На первом (вводном) занятии я обязательно уточняю у взрослых, которые приводят малышей в детский клуб, какова же их цель.

Ответы сводятся к основным 3 целям:

  • Подготовить ребёнка к детскому саду: адаптировать к детскому коллективу, обучению и игре в группе с другими детками и преподавателем с минимальным маминым участием.
  • Узнать, как развивать малыша, какие игрушки покупать, как играть, как общаться с ним, получить знания и контроль со стороны преподавателя относительно показателей интеллектуального, физического, психического развития.
  • Выйти в коллектив единомышленников, обменяться опытом, найти друзей для себя и своего малыша.

Как организовать работу родителей на занятии?

Системный подход, наличие правил

У преподавателя должен быть четкий план работы на год и на каждое занятие. Опыт показал, что каждое занятие должно быть поделено на этапы, которые являются неизменными. Также в занятиях должны присутствовать: момент подведения итогов занятия, анализ выполненных заданий, объяснения значения каждого задания и подход «от простого к сложному».

Ещё важно ознакомить родителей с правилами поведения на занятии и чётко придерживаться этих правил самому. Постепенно дети тоже начинают следовать устоявшимся нормам поведения в группе, а родители обеспечивают контроль за их выполнением. Это формирует имидж клуба и самого преподавателя, а также очень влияет на эффективность занятий.

Кроме того эффект от занятий во многом зависит от уважительного и доверительного отношения участников развивающих занятий к инструктору, преподавателю. Взрослые, посещающие занятия с детьми, должны чётко понимать, для чего они пришли в развивающий центр, зачем они обратились за помощью к инструктору, преподавателю.

Как же достичь уважительного и доверительного отношения к себе?

Профессионализмом, любовью к детям и своей работе. Постараюсь объяснить, что я вкладываю в эти понятия:

  • Знание психофизиологических особенностей детей данного возраста, понятие о сенсорной интеграции;
  • Знание и владение основными методами, приёмами работы с детьми;
  • Владение методикой преподавания, которая включает знания и практические навыки использования известнейших авторских методик;
  • Владение голосом, мимикой, телом, эмоциями;
  • Эмпатия, безоценочное отношение к детям, вера в их способности, позитивный настрой;
  • Постоянное повышение квалификации, самообразование;
  • Педагогическая интуиция – умение чувствовать ребенка, быстро подстроиться под него, при необходимости изменить задания или ход всего занятия;
  • Умение создать обстановку живого, доверительного общения, не нарушая субординации;
  • Наблюдательность за поведением, настроением ребенка, его уровнем развития, за его реакцией на любые раздражители: звук, игрушки, материалы, обращение к нему, на детей, взрослых, на музыку и т.д.
  • Интерес к его жизни вне клуба. А также внимательное отношение ко взрослому, его стилю общения с ребенком, его жизненной позиции;
  • Четкое понимание своего значения, цели работы в целом и каждого урока в частности, подготовка к каждому уроку;
  • Адекватная оценка своих профессиональных качеств.

Необходимо настроить родителей на активное участие в развивающем процессе на занятии!

Что могут родители?

Родители, которые посещают мои занятия – это активные участники. Они действуют детскими ручками, танцуют, пачкаются, делают массажи, расслабляются, обмениваются опытом друг с другом, задают вопросы по воспитанию и развитию, делают игрушки, «требуют» домашних заданий. И главное: подбадривают, хвалят, обнимают, целуют, поддерживают малышей, учат их и учатся сами.

На наших занятиях родители учатся правильно развивать малыша, раскрепощаются в своих проявлениях, учатся предоставлять самостоятельность детям, изо всех сил стараются понимать малыша, взаимодействуют с другими детками и родителями. Я никак не могу обойтись без помощи родителей, без их увлеченного активного участия. Только благодаря их сотрудничеству детки достигают замечательных результатов.

Как проходит занятие по раннему развитию?

Практически весь материал выдается в количестве, которое соответствует количеству деток, чтобы каждый в своем темпе изучил и поиграл с ним. Родители слушают преподавателя (инструкцию по выполнению задания, его цели и значении) и играют с детьми по образцу. Проявлять креативность не запрещается! Преподаватель индивидуально помогает каждой паре «взрослый-ребенок».

Занятие строится таким образом:

  • Вначале даются сложные обучающие задания, с которыми ребенок сможет справиться вместе с взрослым. Родители и дети работают совместно, при этом я обязательно указываю, какую часть работы детки могут выполнить самостоятельно, а где им понадобится помощь. Также я указываю родителям, как именно можно помочь. Главный принцип: не делать за ребенка его работу, потому что учиться и играться пришли не мамы, папы, бабушки и няни! Здесь у родителей часто срабатывает ориентация на результат и привычка сравнивать, быть не хуже (они делаю задание за ребенка).
  • Во второй части занятия даются игрушки с самопроверкой, с которыми детки играют самостоятельно. В данном случае роль родителей — подбадривать, хвалить, обеспечить безопасное пространство для своего малыша. Можно чередовать задания с мамой и самостоятельную работу малышей, чтобы родители «не устали». Во время самостоятельной игры детей, у родителей есть возможность задавать вопросы преподавателю и делиться опытом по воспитанию детей.
  • Отдельное место занимают танцы. Взрослый является образцом для подражания и первым партнером малыша в танце, а в дальнейшем и первым благодарным зрителем.

Продуктивно поиграв с малышом на наших занятиях, взрослые немного устают, но счастье от увиденных достижений своего крохи, намного больше физической усталости.

Я очень надеюсь, что мои рекомендации помогут Вам ещё лучше организовать процесс обучения малышей и привлечь к занятиям даже самых пассивных родителей.

Если у Вас появились вопросы по данной теме, пишите их в комментариях, а я с удовольствием отвечу Вам.

Желаю Вам счастливых родителей и удивительных занятий!

Кисиль Евгения,
педагог раннего развития, автор семинара и вебинара «Baby Start».

One thought on “Взрослые на занятиях – сотрудничество или простая необходимость?”

Comments are closed.