«Тотоше» недавно исполнилось пять лет, и мы попросили у администратора сайта талант-клуба «Тотоша» и сайта садиков «Тотоша» Александры Кучер рассказать о том, как все начиналось пять лет назад.
Первые шаги
Пять лет назад трудно было даже предположить, что «детская» тема увлечет нас и достигнет таких серьезных масштабов. Ведь мы начинали – на ощупь, вслепую, иногда попадая пальцем в небо. Бесспорно, мы извлекли максимум опыта из допущенных ошибок. Правда, многих ошибок удалось избежать благодаря своевременным подсказкам более опытного коллеги – к нему мы обратились за советом, чтобы сэкономить время, деньги и нервы. Таким образом, мы воспользовались неоценимой возможностью поучиться у руководителя действующего детского центра.
Например, когда встал вопрос, какие покупать ковры? Мы думали: конечно же, натуральные. А нет, знающий человек надоумил, что не стоит. «Попробуйте выковырять из натурального ковра пластилин» — это, конечно, аргумент. Или вот: была идея наклеить в клубе обои с рисунком. И снова – мимо. Оказывается, рисунки отвлекают детей от занятий, зато очень даже вдохновляют на настенное творчество, поэтому гораздо практичнее окрасить их (стены) плотной краской, которая позволяет вытирать следы от карандашей и фломастеров. Кстати, как-то мне представился случай убедиться, что решение с оформлением стенами было принято правильное. Стоило отлучиться на какое-то время, и детки, оставшиеся в помещении без моего присмотра, сразу начали разрисовывать стены. Но это не превратилось в проблему: несколько движений влажной тряпочкой – и никаких проблем!
Помню, как мы с Татьяной Сорокиной (директором детского центра «Тотоша» и трех детских садиков «Тотоша» — прим. редактора) ездили выбирать для детского центра все на свете: мебель, шторы, игрушки, крючочки всякие для одежды… Потом долго подбирали персонал для детского центра, проводили множество собеседований. Оказалось, что подобрать команду по психологическим, профессиональным и другим критериям очень трудно, особенно в условиях недостаточного опыта. Но мы учились, посещали семинары, спрашивали коллег, и по правде говоря, учимся до сих пор.
Тотошины «братики» — детские садики
Открою маленький секрет, детский клуб «Тотоша» был открыт в июле 2011 года. Но настоящий день рождения «Тотоши» мы отмечаем в ноябре — тогда, когда клуб заявил о себе звонкими детскими голосками, которых становилось все больше. Но детским клубом дело не ограничилось, и к новым шагам нас подтолкнули родители ребят. Так в рамках клуба начал действовать первый детский сад – сначала он работал полдня, потом — полный день, а еще позже отделился от клуба и превратился в домашний детский сад «Дом дружбы». Сад быстро наполнился малышами, и мы на этой волне энтузиазма не хотели останавливаться.
Через два года после открытия талант-клуба, появился первый и пока что единственный в столичном микрорайоне Троещина Монтессори садик. Без скромности отмечу, что стала идейным вдохновителем именно такого детского сада. Несложно догадаться, что мне самой методика Монтессори пришлась по душе. Особенно ее главный ее девиз: помоги мне это сделать самому. Ребенку предоставляется свобода действий в выборе занятий и путей осуществления задач. Возможно, ему хочется читать, а может рисовать или лепить, сделать что-то нестандартным путем – пусть делает! А если что-то не получается, он может всегда обратиться к педагогу за помощью. При этом свобода действий ограничивается правилами дисциплины: нельзя мешать другим детям – этот принцип помогает научиться уважать личное пространство другого человека.
Третий – Английский детский садик – был открыт гораздо быстрее и профессиональнее, чем предыдущие. Дизайнер подобрал мебель, цвета и другие составляющие интерьера. В садике очень красиво, и это замечают родители деток, которые у нас занимаются. Правду говорят, что приобретенный опыт и знания помогают быстрее и с меньшими затратами достигать поставленных целей.
На вкус и цвет фломастеры разные
Любопытный момент: каждый из детских садиков имеет свое лицо, свой характер, свою особенную аудиторию. Это определенный круг родителей, определенный персонал и детки, у которых разные интересы. Например, в Монтессори садике собрались детки от 3 до 5,5 лет, а в Английском детском саду больше всего двухлеток (хотя есть и другие возрастные группы), в третьем саду – наоборот, собралось больше деток постарше, которые готовятся к поступлению в школу. Каждый детский сад – словно живой организм, был создан и продолжил развитие по-своему, не по заданному шаблону. А учебная программа в каждом заведении – подстраивается и адаптируется под интересы и особенности ребят. И за этим интересно наблюдать.
Еще мне нравится такое действующее в нашем клубе направление – эйдетика. Мне кажется, что для тех деток, которые собираются в скором времени поступать в школу, – это необходимая методика. Она помогает больше запоминать, быстрее читать, легче находить решение задач – настоящий лайф-хак, который точно пригодится в будущей школьной жизни. Дети улучшают память, запоминая буквы и цифры, например, ассоциируя их с животными. Есть множество других приемов, и я убеждена, что это по-настоящему практично и здорово. Эйдетика учит, что у любой задачи есть несколько разных путей решения, а это включает нестандартное и творческое мышление.
Также замечательно, что в дошкольных заведениях преподают английский по методике Валерии Мещеряковой – этой методике педагоги были специально обучены, и она дает отличный результат. Методика построена на общении и играх, а это вызывает у детей сильное желание говорить по-английски. Благодаря ей, дети выражают чувства и мысли на английском языке, помогает также использование жестов, это делает изучение иностранного языка интересным, увлекательным и простым. Еще методика предполагает ранее обучение аудированию (слушанию) живого, беглого английского языка, прослушивание СD-дисков и речи учителя. Главная цель – создать языковую среду, включить в нее ребенка. На уроках играют с игрушками, которые говорят только по-английски. Это делает занятия запоминающимися и яркими.
В завершение скажу, что работа в детском клубе и детских садиках – это огромный опыт для меня. Я получила опыт преподавателя творчества, потом была администратором сайта. Это все задало направление моей дальнейшей деятельности. Я открыла свой блог «Расти умным», стала проводить вебинары для родителей, а потом занялась изготовлением детских игрушек.
Желаю всем деткам больше творчества, а родителям – мудрости, чтобы создать самые благоприятные условия развития для своего ребенка.
С любовью, Александра Кучер