Звёздная болезнь в детском клубе. Чем опасна? Как избежать? Как лечить?

Звездная болезнь – это проблема, с которой меньше всего ожидаешь столкнуться в детском клубе. Тем не менее, это достаточно распространенное явление в коллективе детского учреждения. Часто руководители имеют дело с сотрудником, подхватившим опасный вирус.

Речь идет о психологическом понятии, представляющем собой деформацию личности, которая имеет завышенное отношением к себе и искаженное – к действительности. Причиной таких изменений становятся успехи в какой-либо области: шоу-бизнесе, литературе, науке, медицине и пр. Синдром проявляется как социальная дезадаптация и ведет к деградации личности.

Звездная болезнь сотрудников в детском клубе проявляется в привлечении внимания к своей персоне, необоснованным преувеличением значения своих заслуг, с последующими требованиями улучшения условий работы, а также характерна пренебрежительном отношении к другим участникам трудового коллектива. Если кратко, человек считает себя лучше других и позволяет себе критиковать своих коллег и начальство.

Причины возникновения «звездности»

Психологи часто отождествляют понятия «нарциссизм» и «звездная болезнь», и действительно, данная патология по проявлениям напоминает нарциссическое расстройство. Стремление к самореализации и поиск новых знаний – это нормально, а невротическое проявление данной потребности выражается в следующих мотивах:

  • быть объектом уважения и восхищения;
  • болезненное стремление к престижу;
  • потребность производить на окружающих впечатление.

Мы привыкли считать, что «зазвездиться» могут звезды шоубизнеса, на самом деле страдают этим и обычные, непопулярные люди – работники офиса, практикующие врачи, отличники в университете.В основе всех отклонений лежит неправильно сформированная самоценность человека. По мнению психологов, у такого человека отсутствует внутренняя опора, из-за этого образуется душевная пустота и одиночество, человек чувствует потребность во внешних опорах. Можно назвать следующие причины появления «короны» у сотрудника:

  • излишнее внимание;
  • резкое повышение материального достатка;
  • статус начальника;
  • прочие личные достижения, которые резко повышают самооценку;
  • неправильное воспитание;
  • такие черты характера, как высокомерие, отсутствие смирения, заносчивость.

Как понять, что в вашем коллективе появилась «звезда»?

Как правило, если человек почувствовал свою уникальность и незаменимость, и начинает всем ее доказывать, то он уже «словил звезду», поставил себя на пьедестал и надел корону. Он требует полного внимания к своей персоне; стремится подчеркнуть статус; «грешит» хвастовством;завидует чужим успехам; нарушает установленные правила; не уделяет достаточно внимания родным и близким.

Признаков может быть несколько: сотрудник может требовать немотивированного повышения зарплаты, считает, что он сделал гораздо больше, чем другие. Работник чувствует себя на равных (или даже выше) с руководством, при этом критикует всех – и коллег, и руководителя. Такой человек требует особых условий работы, считает, что ему позволено больше, чем остальным.

Особенностью этого явления является то, что болезнь не поражает лишь одного сотрудника, она отражается и на других и портит отношения во всем коллективе – как результат, «нездоровым» становится весь коллектив. Любопытно, что «заболеть» может как педагог, так и администратор, и даже уборщица – никто не застрахован от этого вируса, независимо от статуса клуба, и того, молодой ли он или уже состоявшийся.

Недовольство и придирчивость «звездного» сотрудника касается всех окружающих – и коллег, и руководителя, и родителей, и даже детей. Они могут «выбирать», с какими детьми работать, а других игнорировать. При этом сотрудник может обладать обаянием и качествами, которые привлекают клиентов. И руководитель не готов уволить такого человека, поскольку боится потерять клиентов.

Что делать?

Для руководителя детского клуба важно сразу определить, есть ли «корона на голове» у соискателя – еще на этапе собеседования при приеме на работу. Если сотрудник уже заболел, то с ним лучше расстаться, поскольку «звёздный» сотрудник продолжит распространять свой негатив среди других работников, заражая их своими искаженными идеями, и ничего хорошего уже ждать не придётся. Коллектив придётся менять практически полностью.

    Также важно выстроить систему контроля и оценки работников. Хвалить подчиненных, но подчеркивать и командную работу. Обязательно должна быть налажена система взаимозаменяемости сотрудников, чтобы никто не думал, что он незаменим. Наличие методических материалов освобождает руководителя из зависимости от педагогов, которые могут провести занятия друг вместо друга. Это уменьшает риски «схватить звезду». Не допускать слишком близких отношений с подчиненными, не давать кому-то привилегий, соблюдать равное, несколько дистанциированное отношение ко всем.

    Важно повышать мотивацию специалистов, усложнять задачи, наказывать за недопустимое поведение и нарушение правил. Если необходимо – перевести сотрудника на низшую должность, чтобы спустить с небес, ограничить его сферу влияния.

    И все же, наш личный опыт (два случая звездной болезни) подсказывает, что лучше всего расстаться с сотрудником-звездой, и после этого в течении некоторого времени коллектив приходит в норму. Не стоит бояться, что клиенты разочаруются и уйдут из-за замены преподавателя, поскольку, как показала практика, реальная ценность «звезды» преувеличена, а здоровые, уравновешенные и конструктивные отношения в коллективе –гораздо более важное достижение.

 Поскольку «звездная болезнь» может переходить в патологию и считаться психологическим заболеванием, то вполне возможно такому человеку нужно избавиться от нарциссизма с помощью психотерапии.