Возможно, вы уже слышали или читали в Фейсбуке о том, что мы решили открыть начальную школу «Тотоша»? Именно поэтому сейчас мы активно углубляемся в вопросы школьного образования, а заодно корректируем наше дошкольное обучение, ведь большинство клиентов наших садиков и клубов клиентов, вероятно, будут среди первых посетителей новоиспеченной школы.
И вот какие вопросы встали перед нами:
- Чему учить детей?
- Какие навыки и знания понадобятся детям в будущем?
- Что такое альтернативные образование?
- Что важно в альтернативной школе для родителей?
- К чему стремится мир в сфере школьного образования?
- Какие методы и подходы к обучению выбрать?
Эти вопросы волнуют сейчас не только нас. Школьное обучение требует реформирования почти во всём мире. Школами недовольны не только украинцы, но и американцы, немцы, французы и т.д. Сейчас перед всем миром встаёт вопрос: чему и как учить детей, чтобы в мире развивающихся технологий и прогресса дети чувствовали себя уверенно и комфортно? Школы повсеместно и неизбежно отстают от прогресса. Поэтому мир приходит к выводу, что нужно учить инструментам, навыкам, а не «пичкать» знаниями, как было раньше.
Во-первых, необходимо осознавать, что наши дети будут жить в другом мире, который мало напоминает наше настоящее. Уже сегодня мы можем наблюдать прогрессирование следующих тенденций, таких как: тотальная информатизация, гуманизация образования и непрерывность образовательного процесса. Именно дальнейшего развития этих течений нам следует ожидать в будущем. Это важно учитывать родителям и педагогам для того, чтобы идти в ногу со временем в образовательном плане и быть готовыми достойно встретить грядущие вызовы.
Уже сегодня школьники большую часть времени проводят в компании электронных носителей и разных современных гаджетов. Меньше чем через 10 лет, по прогнозам экспертов, все школы перейдут на электронный формат. Цифровые технологии предоставляют новые возможности в сфере образования. Речь идет об общедоступности информации и равном качестве подачи материала (независимо от региона), объективном оценивании знаний и возможность создать т.н. модульные образовательные блоки, что позволит контролировать полноту, глубину и качество усвоения учебного материала.
На западе большое значение придают так называемым softskills— навыкам, которые не связаны напрямую с предметом, который изучается. Сюда входит умение вести диалог, слушать собеседника, аргументировать свою точку зрения и многое другое. Без развития этих навыков невозможен успех современных школьников в будущем. Ведь для того, чтобы построить карьеру и обрести успех во всех жизненных сферах, им пригодятся не столько знания, сколько навыки общения. Казалось бы, это так очевидно! Но в отечественных школах долгое время сохранялись традиционные подходы. Будущее недвусмысленно требует пересмотра старых позиций и смещения фокуса на другие приоритеты. Маркетинг, продажи, управление, консультирование и другие сферы, которые становятся все более перспективными и престижными, подразумевают развитие навыков коммуникации, логического мышления, гибкости ума и умения сформулировать свою мысль максимально доступно.
Нельзя не заметить, что в эпоху новых технологий значительно изменилась и роль педагога. Он больше не является единственным источником знаний. Он может скоординировать работу ученика, подсказать ему, куда двигаться дальше, дать совет или конструктивную критику. В современном мире не ценится «послушный робот», который четко выполняет команды и не задает вопросов. Ценится критическое мышление, умение переключаться на разные задачи, обучаясь на ходу, и принимать максимально конструктивные решения. Конечно же – посредством общения в коллективе (учебном или деловом).
Современный успешный человек постоянно учится – он пополняет свою базу навыков, меняет направление работы, заполняет пробелы, которые мешают достигать новых вершин. Сегодня необразованный человек – не тот, который не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет обучаться и переобучаться. Современное образование предполагает неразрывность и диффузию дисциплин – границы между областями знаний стираются. И цифровые технологии позволяют решать возникающие задачи (создавать проекты, готовить презентации, включаться в мультизадачность). Это позволяет воспринимать окружающий мир полно и цельно. А себя ощущать его частью, что, наверное, правильно и положительно сказывается на развитии личности.
Дополнительные возможности представляет сфера онлайн-образования. В него вовлекаются все больше людей – и взрослых, и детей. Сегодня мы имеем возможности для самообразования. В связи с этим, роль родителей и учителей в этой системе меняется и трансформируется. Обладая доступом к знаниям, мы делаем упор на развитии счастливой и продуктивной личности. Учитываем интересы и увлечения маленького человека, помогаем ему, не навязываясь, и формируем здоровый интерес к постижению нового.
Именно это – современное, здоровое, актуальное видение цели образования – должно лечь в основу новой альтернативной школы.